Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Поздняков Владимир Георгиевич официальный сайт
Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Поздняков Владимир Георгиевич официальный сайт
  • Член комитета ГД по контролю и Регламенту ГД,
  • член депутатских групп по связям с парламентами Армении, Болгарии, Индии, Кубы, Японии

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНЕКДОТ

Метки

Депутатский запрос В.Г. Позднякова Председателю Правительства РФ М.В. Мишустину (отправлен 18 февраля 2020 года)

Уважаемый Михаил Владимирович!

Забайкальский край является 12-ым регионом по площади (2,5 % от территории всей страны). Численность населения составляет 1,06 млн. человек. Регион является 3-им по численности среди субъектов Дальневосточного Федерального округа. 

Учитывая выгодное геостратегическое положение, уникальное богатство минерально-сырьевой базы, потенциал агропромышленного комплекса и лесного хозяйства, Забайкальский край может стать одним из передовых центров развития на Дальнем Востоке. 

Однако в настоящее время регион по уровню развития экономики, бюджетной сферы и инфраструктуры, качеству жизни населения занимает одно из самых низких мест в России и ДФО. 

Тем не менее, Правительство края, депутаты Законодательного Собрания, при поддержке жителей Забайкалья преисполнены решимости преодолеть все трудности для решения насущных проблем.

Правительством края подготовлен план социально-экономического развития, предусматривающий в качестве приоритетов:
- развитие горнодобывающей, агропромышленной, деревообрабатывающей, транспортно-логистической отраслей с активным внешнеэкономическим взаимодействием с Китаем и другими странами Азиатского Тихоокеанского Региона;
- развитие социальной сферы, городской среды и инфраструктуры с достижением среднероссийских показателей.

Принято решение о создании территории опережающего социально-экономического развития Забайкальского края. В рамках ТОР предусматривается реализация первых  15 инвестиционных проектов на территории Забайкалья, одобрено их федеральное финансирование.

В рамках проектов будет создано 18,5 тысяч рабочих мест. На 2019 год было выделено 3,4 млрд. рублей.

В крае разработаны планы мероприятий по реализации национальных проектов.

Следует учитывать, что в настоящее время регион по уровню развития экономики, бюджетной сферы и инфраструктуры, качеству жизни населения занимает одно из самых низких мест в России и ДФО.

1. Низкое качество жизни и сокращение численности постоянного населения. 
Забайкальский край – лидер в России по миграционному оттоку 
(6 место), преступности (3 место), по уровню безработицы (9 место), уровню бедности (7 место) и аутсайдер по продолжительности жизни (82 место), обеспечению жильем населения (77 место).  
Пятая часть населения края (21,4 %) проживает за чертой бедности. Среднемесячная заработная плата составила в 2019 году 43 975 рублей 
(9 место по ДФО).  
В регионе высокий уровень алкоголизации населения (входит в десятку самых «пьющих» регионов страны). 
За последние 10 лет Забайкальский край покинуло 68,7 тыс. человек. С 2015 года наблюдается снижение естественного прироста населения. В 2019 году впервые за 13 лет зафиксирована естественная убыль населения (минус 612 человек). 

2. Инфраструктурные ограничения.
Удаленность Забайкальского края от центра страны составляет 6 тыс. км, от Владивостока – 3 тыс. км.   
Регион не газифицирован, по его территории не проходят магистральные газопроводы и нефтепроводы, существует дефицит выработки электроэнергии. При этом среди соседних регионов в Забайкальском крае самые высокие тарифы на электроэнергию по низкому напряжению (на 76,5 % выше, чем в Иркутской области, на 26 % - чем в Хабаровском крае, на 21 % - чем в Республике Саха (Якутия), на 8,5 % - чем в Бурятии).
Имеющиеся инфраструктурные ограничения делают край менее привлекательным и конкурентоспособным как для привлечения инвесторов и реализации новых проектов, так и для стабилизации демографической ситуации.

3. Несбалансированная экономика
Экономика Забайкальского края – одна из самых не развитых на Дальнем Востоке и базируется на проектах горнорудной отрасли, бюджетных отраслях и проектах Забайкальской железной дороги. 
В регионе нет собственных крупных производств, доля обрабатывающей промышленности во Внутреннем региональном продукте (ВРП)  не превышает 3,5 %. Развитие традиционной для края отрасли – сельского хозяйства – сдерживается чрезвычайными явлениями природного характера (пожары 2012, 2014-2015, 2018-2019 годы и наводнения 2018 год).   
Среди субъектов ДФО Забайкальский край занимает 10 место по уровню ВРП на душу населения, 7 место по индексу промышленного производства, 8 место по обороту розничной торговли и 7 место по объему строительства.  
В регионе один из самых низких уровней развития малого и среднего предпринимательства в России (64 % от среднероссийского уровня по численности занятых в МСП).   

4. Нереализованный приграничный потенциал.
Приграничное положение Забайкальского края позволяет при реализации инвестиционных проектов ориентироваться на внешние рынки, в частности страны АТР. Однако состояние приграничной инфраструктуры ненормативное и нуждается в модернизации и приведении к современным требованиям.  

5. Постоянная острая несбалансированность бюджета. 
Забайкальский край является дотационным регионом. На протяжении последних лет бюджет региона утверждается в объемах, не позволяющих выполнять первоочередные нормативные расходы. Бюджетные ограничения не позволяют финансировать программы экономического и социального развития, осуществлять бюджетные инвестиции в требуемых объемах.      
Доля финансовой помощи из федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета края (за исключением субвенций) в среднем составляет 30%. 
В 2020 году дотации из федерального бюджета сократились на 32 % (6,7 млрд. рублей). Дефицит средств бюджета края по Закону о бюджете составляет 2,7 млрд. рублей, при этом реальный дефицит выше в 2,5 раза. Финансированием не обеспечены бесплатная медицинская помощь, разработка проектной документации для участия в национальных проектах и государственных программах РФ, подготовка объектов коммунальной инфраструктуры к зимнему периоду.   

6. Критическое состояние объектов социальной сферы и жилищно-коммунальной инфраструктуры. 
Из 4,5 тыс. объектов социальной инфраструктуры 1,6 тыс. ветхих деревянных зданий старше 50 лет требуют сноса и 1,3 тыс. объектов нуждаются в ремонте. При этом только 7 % объектов социальной сферы включены в федеральное финансирование (национальные проекты, государственные программы). 
Обеспеченность населения всеми видами коммунальных услуг составляет лишь 42 % (по России – 67 %), 70 % коммунальных сетей требуют реконструкции и замены. Потребность не учтена ни в одной из федеральных программ. 

7. Низкая транспортная доступность.
По уровню технического состояния в ненормативном состоянии находится 72,3 % дорог в Забайкальском крае.
Кроме того, в регионе низкая транспортная обеспеченность в местах сосредоточения основных запасов полезных ископаемых (Север края).    

8. Плохая экологическая обстановка. 
Для Забайкальского края характерны чрезвычайные ситуации природного характера. С 2012 года за 5 сезонов пожаров выгорело 2,9 млн. га лесов, ущерб составил 2,5 млрд. рублей. 
Также в краевом центре ежегодно крайне сложная обстановка в период отопительного сезона в связи тем, что 30 % города отапливается устаревшими котельными, которые не соответствуют современным экологическим нормам и стандартам (превышение ПДК фенола, бензапирена в десятки раз). 

9. Низкая освоенность территории. 
Перспективой для развития региона является интенсификация изучения неосвоенных месторождений и неиспользуемых сельскохозяйственных и лесных земель. 
В настоящее время 41 месторождение полезных ископаемых не осваивается, 0,9 млн. га пашни и 5,4 млн. га пастбищ, 10 млн. куб.м не вовлечены в оборот.    

Для перелома ситуации, прорыва в социально-экономическом развитии и стабилизации демографической ситуации в Забайкальском крае необходимо в ближайшее время принять комплекс мер на федеральном уровне. В первоочередном порядке необходимо:
1. Утвердить на уровне Правительства России Комплексный план ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края до 2025 года и на период до 2035 года с обеспечением финансирования его мероприятий, что позволит до 2035 года удвоить Валовый региональный продукт, привлечь 1,7 трлн. частных инвестиций, создать более 57 тыс. новых рабочих мест. 
Для реализации Плана необходимо финансирование из средств федерального бюджета инфраструктурных объектов (ЖКХ, транспортная инфраструктура, энергетика) на сумму более 220 млрд. рублей,  из которых в 2020-2023 годах 10,8 млрд. рублей. 
2. Не согласовывать государственные программы, инвестиционные программы без включения в них объектов Комплексного плана.  
3.  Предусмотреть дополнительную дотацию для наименее обеспеченных регионов с уровнем бюджетной обеспеченности менее 0,7 с целью выравнивания до среднероссийского уровня бюджетной обеспеченности. 
4. Утвердить на федеральном уровне программы восстановления и модернизации жилищно-коммунальной и социальной инфраструктур (потребность – 44 млрд. рублей и 121,4 млрд. рублей соответственно). 
5.  Обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации аварийного жилого фонда (потребность – 58 млрд. рублей).   
6. Обеспечить строительство 3-его блока на ТЭЦ-1 в г. Чите. 
7. Включить Забайкальский край в перечень регионов, для которых будут установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии.     
8. Обеспечить газификацию Забайкальского края – строительство «Западного» газопровода через Республику Бурятия и Забайкальский край, а не через Монголию.
9. Обеспечить финансирование мероприятий по увеличению транспортной доступности региона, в том числе в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», государственной программы «Развитие транспортной системы России».
Обеспечить включение объектов Забайкальского края в инвестиционную программу ОАО «Российские железные дороги».  
10. Включить реконструкцию приграничных пунктов пропуска Староцурухайтуйский и Олочи в федеральный проект «Логистика международной торговли» Национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Обеспечить финансирование реконструкции автомобильных дорог регионального значения вдоль государственной границы РФ и КНР по направлению Забайкальск – Приаргунск – Нерчинский Завод с обеспечением подъездов к пунктам пропуска ДАПП Староцурухайтуй и ДАПП Олочи 
11. Увеличить объемы финансирования по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство» до 1,2 млрд. рублей ежегодно. 
12. Обеспечить пожарное прикрытие Забайкальского края – строительство 40 пожарных депо, приобретение пожарных автомобилей и оснащение добровольческих пожарных дружин (потребность – 3,8 млрд. рублей)
13. Разработать комплекс первоочередных мер по улучшению экологической ситуации в Забайкальском крае и включению в федеральный проект «Чистый воздух» (национальный проект «Экология»). 
14. При поддержке федерального центра ввести в разработку неиспользуемые месторождения полезных ископаемых на территории Забайкальского края. 
15.  Разработать на федеральном уровне комплекс мер по вовлечению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных и лесных земель.

Как  было заявлено, Правительство Российской Федерации предполагает оказать существенную поддержку депрессивным регионам, каждому из которых будет дополнительно направлено по 5,0 млрд. рублей из Федерального бюджета.

Прошу Вас рассмотреть и принять положительное решение о включении в Программу поддержки депрессивных регионов Забайкальский край.

Заранее признателен за Ваш ответ на мой депутатский запрос.

В.Г. Поздняков

Отзыв к этому материалу Вы можете отправить по адресу: pozdnyakov-kprf@yandex.ru

Автор: Пресс-служба депутата Государственной Думы В.Г. Позднякова
Дата публикации: 14 апр. 2020 г., 12:31

Поделиться записью в социальных сетях